Казалось бы, все доходные дома, да доходные дома... Но что делать, если они такие красивые! Как и обещали, в этот раз мы продолжим о доходном доме страхового общества «Россiя».
Дом 1899-1902 годов, состоящий из двух корпусов, занимает целый квартал и имеет несколько адресов: Сретенский бульвар, дом 6/1, Милютинской переулок, дом 22, Бобров переулок, дом 1 и, наконец, Фролов переулок, 6/1с2.
Здание можно увидеть, пройдя совсем немного от станции метро Чистые пруды. Дом вы точно не пропустите, ведь с фасада на вас будут смотреть множества необычных героев, которых архитектор собрал в одном месте из разных времен и культур.
А потом раз, и на одном из фасадов, обращенных в сторону аллеи, мы встречаем классический фронтон с рельефами музицирующих амуров. Они окружают греческую богиню, а рядом с ней, в том же фронтоне, учитель (Сократ) спокойно беседует со своим учеником.
Опускаем взгляд ниже и видим маску, напоминающую лицо Посейдона и разомкнутый фронтончик, как в постройках барокко.
Еще ниже, и тут на одном из кронштейнов некие существа, напоминающие мангуста с крокодилом.
А на соседнем кто бы мог быть? Правильно, это два амура-культуриста. Логику можно не искать, просто красиво.
А еще на одном из темных полукруглых фронтонах можно найти два лежащих вместе с раковиной тритона.
Самое интересное, что лица у них индивидуальны, и не исключено, что они сделаны мастером с реальных детей.
Двигаемся далее, и встречаем скульптуру видимо музы с шестеренкой (я думаю, что это Механика). А под ней кто? Ну да, безусловно, это будет бронзовая птица Сирин, из древнерусских легенд. Правда она с хвостом из растений, ну может, это такая трактовка дерева.
Вообще, разбирать значения данных персонажей - дело неблагодарное, а объяснять, почему мастер выбрал именно их, вообще гиблое. Остается просто наслаждаться и фантазировать, неспешно прогуливаясь вдоль дома.
Дом 1899-1902 годов, состоящий из двух корпусов, занимает целый квартал и имеет несколько адресов: Сретенский бульвар, дом 6/1, Милютинской переулок, дом 22, Бобров переулок, дом 1 и, наконец, Фролов переулок, 6/1с2.
Здание можно увидеть, пройдя совсем немного от станции метро Чистые пруды. Дом вы точно не пропустите, ведь с фасада на вас будут смотреть множества необычных героев, которых архитектор собрал в одном месте из разных времен и культур.
Следует сказать, что в вначале XX века здание было одним из самых новаторских и технически оснащенных в Москве. В доме было 148 квартир с потолками около 4 м. В подвале дома размещались 8 отопительных котлов, насосы, вентиляционные установки. Система вентиляции не только подавала в помещения свежий воздух, но фильтровала и увлажняла его, и даже подогревала.
У дома имелась своя электростанция, работающая на нефти. В каждой квартире был камин, который функционировал, а не просто украшал комнату. На кухнях имелись печи для приготовления еды, а воду брали из артезианской скважины. Были и ванные комнаты, и даже электрические лифты. Естественно такие квартиры с удобствами были очень дорогими, и их могли снимать только состоятельные жильцы. Так одно время там жил художник И. Репин.
У дома имелась своя электростанция, работающая на нефти. В каждой квартире был камин, который функционировал, а не просто украшал комнату. На кухнях имелись печи для приготовления еды, а воду брали из артезианской скважины. Были и ванные комнаты, и даже электрические лифты. Естественно такие квартиры с удобствами были очень дорогими, и их могли снимать только состоятельные жильцы. Так одно время там жил художник И. Репин.
В советское время квартиры разделили на более мелкие, из-за чего выход теперь у некоторых жильцов только через «черный ход», а коммуникации все до сих пор запараллелены.
Но все эти бытовые вопросы не так интересны как архитектурный декор дома. Мне кажется, что дом можно рассматривать очень и очень долго, и постоянно находить какие-то новые элементы, которые до этого ускользали из поля зрения.
Так, например, под одним из балконов спрятался дракон с огненными глазами. Стоит отметить, что дракон или змий в разных культурах носит разные значения, как плохие, так и хорошие, но в большинстве своем драконы видятся охранными существами. Поэтому и здесь дракон, скорее всего, рассматривался архитектором как защитник и охранник дома.
Вообще дом в своем убранстве предстает более чем эклектичным зданием. Мы можем найти тут и летучих мышей или химер под карнизом, которые чередуются с картушами. Химеры, тоже, скорее всего, носят охранительный характер, так как грехи они не иллюстрируют, как это могло быть в готической архитектуре. Здесь имеет место некая романтизация образа этих крылатых воинов, да и времен Темных веков в том числе. В числе прочего, химеры или горгульи представлялись хранителями запретного знания, какой-то тайны из глубин веков. Металлические кронштейны у балконов также изготовлены ввиду этих мифологических существ, которые напоминают гаргулий с Собора Нотр-Дам.
Итак, мы будем двигаться дальше, рассматривая декор. И на соседнем балконе мы можем увидеть узор из листьев аканфа, пришедший к нам из эпохи барокко. Спустимся вниз от химер, и увидим маски девушек, юношей и львов на замковом камне, которые типичны для времени модерна.
А потом раз, и на одном из фасадов, обращенных в сторону аллеи, мы встречаем классический фронтон с рельефами музицирующих амуров. Они окружают греческую богиню, а рядом с ней, в том же фронтоне, учитель (Сократ) спокойно беседует со своим учеником.
Опускаем взгляд ниже и видим маску, напоминающую лицо Посейдона и разомкнутый фронтончик, как в постройках барокко.
Еще ниже, и тут на одном из кронштейнов некие существа, напоминающие мангуста с крокодилом.
А на соседнем кто бы мог быть? Правильно, это два амура-культуриста. Логику можно не искать, просто красиво.
А еще на одном из темных полукруглых фронтонах можно найти два лежащих вместе с раковиной тритона.
Самое интересное, что лица у них индивидуальны, и не исключено, что они сделаны мастером с реальных детей.
Двигаемся далее, и встречаем скульптуру видимо музы с шестеренкой (я думаю, что это Механика). А под ней кто? Ну да, безусловно, это будет бронзовая птица Сирин, из древнерусских легенд. Правда она с хвостом из растений, ну может, это такая трактовка дерева.
Вообще, разбирать значения данных персонажей - дело неблагодарное, а объяснять, почему мастер выбрал именно их, вообще гиблое. Остается просто наслаждаться и фантазировать, неспешно прогуливаясь вдоль дома.
Архитектор не только оживил дом с помощью разных существ и растений из разных эпох, но и соединил эти веяния в самой архитектуре дома. Тут и гладкий руст из классики, и вполне классический фронтон над окном. Если поднять голову выше, то можно увидеть проемы в карнизе то круглые, то квадратные, то арочные. Окна тоже повторяют такое многообразие геометрических форм - есть что-то и из Ренессанса.
Круглую башню венчает крыша со шпилем и флюгером, а декор в виде «хвоста ласточки» и вовсе напоминает башни и стены Кремля.
Башня с часами, представляет собой сборный мотив ратушей и колоколен Руси.
Помимо всего прочего, у дома есть потрясающие двери и решетки ворот.
Если так во всем разбираться, то можно ужаснуться, сколько всего в доме намешано, но на удивление, весь этот «парад культур» смотрится интересно и лаконично.
Круглую башню венчает крыша со шпилем и флюгером, а декор в виде «хвоста ласточки» и вовсе напоминает башни и стены Кремля.
Башня с часами, представляет собой сборный мотив ратушей и колоколен Руси.
Помимо всего прочего, у дома есть потрясающие двери и решетки ворот.
Если так во всем разбираться, то можно ужаснуться, сколько всего в доме намешано, но на удивление, весь этот «парад культур» смотрится интересно и лаконично.
Текст - Мария Вилэй
ОЧень КРуто
ОтветитьУдалить