среда, 1 апреля 2015 г.

1 April 2015, Ярославский вокзал [Комсомольская]

С апрелем всех!) Надеюсь, скоро потеплеет, а пока мы продолжаем говорить о вокзалах в Москве (как повод куда-нибудь уехать, например).

Ярославский вокзал в современном виде был построен в 1902-4 годах при реконструкции. К началу XX века предыдущее здание, построенное Р.И. Кузьминым в 1864 устарело, и было не способно вместить в себя всех пассажиров, поток которых увеличился после продления Северной железной дороги (которая и заканчивается данным вокзалом в Москве) до Архангельска и присоединения к ней 4 других линий: Шуйско-Ивановской, Ярославско-Костромской, Ярославско-Рыбинской и Александрово-Ивановской.

Ярославский вокзал - самое значительное гражданское сооружение Федора Осиповича Шехтеля. Это повторение в камне форм деревянных павильонов Русского отдела на международной выставке в Глазго. За создание этого проекта, выполненного годом ранее Ярославского вокзала, Шехтель был удостоен Императорской Академией художеств почетного звания академика архитектуры.


Считается, что выбор архитектора пал на неорусский стиль потому, что в здании вокзала должна была быть отражена связь с дальними территориями, куда вела железная дорога. Все части вокзала исполнены некого символизма в своем художественном решении и непосредственно связаны с традициями, устоявшимися на севере России.


Центральный вход увенчан крышей наподобие шатра. Две боковые башни так или иначе отсылают нас к башням кремлей городов, с которыми соединяет Москву Северная железная дорога. Башни доминируют на фасаде здания, задают ритм движения архитектуры несимметричного фасада Ярославского вокзала. Вместе с тем центральный массивный вход является стержнем композиции. 




























Объемы перетекают друг в друга плавно и пластично. Со всех сторон вокзал воспринимается по-разному за счет разнообразия форм, которые использовал Шехтель в своем проекте. При этом искусная компоновка не дает архитектуре разделиться на "отрывки", здание воспринимается целостно, несмотря на разнохарактерность его частей.



Большая часть фасада облицована серым кирпичом. Под главным шатром и над входом находится рельефное изображение Георгия Победоносца, св. Михаила Архангела и медведя с секирою — гербов Москвы, Ярославля и Архангельска. Все остальные украшения выполнены из цветной майолики по рисункам Шехтеля в Абрамцевской мастерской С.И. Мамонтова. В левой угловой башне помещен водонапорный бак.




























Первоначальное убранство интерьеров Ярославского вокзала, выполненное по проекту Шехтеля и представлявшее собой один из первых, а скорее всего, первый в России интерьер вокзала в стиле модерн, исчезло в ходе «реставрации» 1940-х годов. Оно было уничтожено как не представляющее собой ценности произведение упадочного буржуазного искусства.



Сегодня, по большому счету, только фасад вокзала остался таким, каким был задуман Шехтелем. Подход к железнодорожным путям полностью перестроен, а все панно, украшавшие стены, сняты. Но, тем не менее, Ярославский вокзал по-прежнему радует глаз москвичей и гостей столицы. 

 

1 комментарий :

  1. Очень интересно! Но вот конец текста явился для меня полной неожиданностью(

    ОтветитьУдалить