среда, 18 марта 2015 г.

18 March 2015, Ленинградский вокзал [Комсомольская]

Возвращаемся к архитектуре в Москве, и сегодня мне бы хотелось начать небольшую серию про вокзалы. Обращали вы внимание или нет, но в Москве они все довольно разные, что и побудило меня присмотреться к ним более пристально. Ведь вокзал, помимо своей непосредственной функции приема-отправки пассажиров, обладает какой-то поэтичностью. Уехать куда-то далеко или встретить кого-то, кто приехал специально к тебе - есть во всем этом какая-то лирика, надежда, радость - много эмоций и новизны. 
Сегодня в эфире Ленинградский вокзал - первый, построенный на Каланчевской (ныне Комсомольской) площади и немного об истории железной дороги в Москве вообще.





Первой русской железной дорогой стала линия Петербург-Царское Село, соединившая столицу и императорской резиденцией в 1837. Она строилась по специальному царскому указу, изданному 15 апреля 1836 года. Официальное открытие состоялось 30 октября 1837 года. Надо сказать, что тогда в России люди не видели необходимости в железной дороге и считали ее опасной, но после открытия Царскосельской дороги бури немного улеглись. 1 февраля 1842 года Николай I подписал указ о строительстве дороги из Питера в Москву. 1 ноября 1851 года дорога открылась.


Железная дорога Петербург-Москва была выполнена как единый ансамбль. Всего было выделено 4 типа зданий по классам - первый - самый высший и четвертый - низший. Здания всех классов построены по типовым проектам, что предопределило облик Московского вокзала в Питере и Ленинградского вокзала в Москве. Оба здания построены в стиле неоклассицизма Константином Тоном (так же строил оригинальный Храм Христа Спасителя в Москве). При этом, вокзальные здания в Питере и Москве отличаются друг от друга. 


























Вокзал в Москве меньше, чем в Питере. Ленинградский вокзал в Москве по фасаду имеет только 9 осей, тогда как в Санкт-Петербурге их 11. Но здание так же симметрично, с башней по центру. 



В 2013-2014 вокзал реконструировали изнутри для большего удобства пассажиров, но фасад и входное пространство, к счастью, оставили прежними. К сожалению, фотографировать интерьер запрещено из соображений безопасности. Впрочем, он все равно далеко не так интересен. 


Данный тип вокзала называется тупиковым - то есть станция стоит перпендикулярно движению поездов и является окончанием железнодорожных путей. На Николаевской железной дороге только станции Москвы и Питера были тупиковыми. Остальные, в зависимости от класса станции - островные (стоят в центре путей, как обычные станции метро, например) или прибрежные (по одну сторону от путей, доступ на отдаленные пути осуществляется через мосты, которые идут над путями и сходят лестницами на платформы). Однако только вокруг прибрежных и тупиковых станций формируются площади, которые, в свою очередь, определяют пути развития городов. Как правило, вокзалы строились на окраинах города, чтобы дать жизнь новому району.


Каланчевская площадь, или площадь трех вокзалов, как о ней часто говорят, была построена на пустыре, в отдалении от всех центральных улиц Москвы, но, тем не менее, вокруг нее впоследствии образовался новый район,  который и сейчас остается одним из самых оживленных мест в городе, а затем и кольцевая станция метро с пересадкой на радиальную линию. Таким образом, вокзалы являются важными градообразующими зданиями города. 




Ленинградский вокзал в Москве - самый ранний по времени строительства, поэтому он несколько теряется на фоне Ярославского и Казанского вокзалов, которые, конечно, гораздо более яркие по своему художественному оформлению. С другой стороны, Ярославский и Казанский в том виде, который представлен нам сейчас, были построены практически спустя пол-века после Ленинградского. В любом случае, именно с Ленинградского вокзала началась история железных дорог в Москве, поэтому его значение трудно переоценить.
В конце концов, именно отсюда уходят Сапсаны в город на Неве, а это делает здание значительно милее сердцам очень многих москвичей)

Комментариев нет :

Отправить комментарий